Почему хорошая компания — не всегда хорошая инвестиция. И наоборот
Один из камней преткновения между инвестором и командой стартапа — разный взгляд на успех компании.
В последнем сезоне популярного сериала «Кремниевая долина», посвященном жизни стартаперов и венчурных инвесторов в Калифорнии, герой бросает стартап с проверенной бизнес-моделью и сложившейся аудиторией в 100 000 человек. Он отказывается от идеи привлекать новый раунд инвестиций… из-за слишком медленного роста компании. «Когда будете расти на 100% — приходите», отвечают инвесторы. Ситуация типична для мира венчурных инвестиций: компания, успешно нащупавшая свою бизнес-модель и приносящая достаточную для основателя прибыль, может оказаться совершенно неудачным и безынтересным вложением средств для инвестора. И даже для основателя.
Один из камней преткновения между инвестором и командой стартапа — разный взгляд на успех компании. Важно понимать: «успешная» компания в глазах основателя и инвестора — далеко не одно и то же.
Представьте компанию, которая многообещающе росла и привлекла 100 млн рублей за 20% в компании. Спустя 3 года по разным причинам компания смогла выйти в годовую выручку 100 млн рублей из которых 20 млн — это прибыль. Для инвестора — это трагедия. Продать такую компанию получится только при удачном стечении обстоятельств, а получить из нее дивидендами даже вложенные 100 млн удастся, в лучшем случае, за 25 лет.
Комментарии